Мы хотим быть понятыми правильно: броский заголовок направлен не на привлечение клиентов в поиске волшебной таблетки, а для того, чтобы сориентировать тех немногочисленных руководителей, которые действительно хотят и (главное!) готовы что-то изменить в неэффективно складывающейся работе по развитию и продвижении корпоративных интернет-ресурсов.
Эта песня хороша, начинай сначала!
Осень — традиционное начало нового бизнес-сезона. Вернувшиеся руководители сталкиваются все с теми же отложенными «на после отпуска» вопросами.
Студия Борового подготовила ряд рекомендаций для компаний крупного и среднего бизнеса (и только для них!) как лучше организовать работу по разработке и продвижению сайтов, как сформулировать запрос на оказание услуг
Вначале мы предлагаем поискать ответ на несколько фундаментальных вопросов, от которых зависит итоговая отдача от инвестиций в веб-разработку и поисковый маркетинг.
1. Штат или аутсорс?
Это классический вопрос, который практически каждый клиент разрешает для себя в определенный момент времени. У вас есть вроде бы не самый худший сайт, но коммерческой отдачи от него нет. Хотелось бы пока попробовать обойтись без крупных вложений, потому что особой веры в то, что интернет «заработает» нет.
На этом фоне идея с человеком, который сам что-то подделает на сайте, будет его продвигать и настроит контекст выглядит очень даже неплохой. Зарплату еще одного сотрудника потянуть компания сможет, бонусом идет возможность контроля. Почему нет?
Именно из-за видимой привлекательности этой идеи клиенты раз за разом экспериментируют в этом направлении.
Мы не будем говорить, что эта схема не работает, т.к. это не так. Действительно, есть компании, которые смогли нанять квалифицированного специалиста, который закрыл все описанные работы. Мы даже знаем несколько клиентов у которых на каком-то этапе это получалось.
По глубине аргументации это тема для отдельной статьи. Мы ответим кратко — в 2019 вероятность успеха в формировании эффективной экспертизы inhouse значительно ниже, чем вам бы того хотелось и успех сильно зависит от курирующего направление руководителя (то есть от вас) и его профильных компетенций.
Причем усилия понадобятся не только для найма, но и для регулярного управления и восполнения «слепых зон» нанятого специалиста (ов) своим опытом и пониманием. По мере раскрытия материала вы сможете найти дополнительную аргументацию.
2. Фрилансер или компания?
Для крупного и среднего бизнеса все зависит от одного параметра: сложности задач и конкуренции в онлайне.
Если вы не монополия, не специмпортер, не защищены заградительными пошлинами и другими административными историями, если ваша отрасль развивается по «рыночным» законам, то конкуренция у вас точно будет.
Работая с фрилансером вы наследуете его слепые зоны в проектном и социальном опыте, компетенциях, стратегических и тактических решениях. Человек по своей природе учится у других людей, таким образом социальная ограниченность в большинстве случаев предопределяет ограниченность профессиональную.
Безусловно, фрилансера проще контролировать (точне получить иллюзию контроля), но с одиночками чертовски сложно добиваться результатов.
Неэффективность работы с фрилансером — это не аксиома, это теорема. Хотите ли вы ее доказывать самостоятельно? Тут все зависит от контекста: сложности задачи, наличия времени и кандидатов, бюджета и т.д.
В этом месте мы считаем необходимым привести цитату коллег из аналитической статьи на seonews.ru, с которой мы полностью согласны:
Поиск, его базовые принципы работы и технологии кардинально изменились за последние три года. В 2016 году Яндекс запустил алгоритм на основе искусственных нейронных сетей — «Палех», который научился искать, опираясь на смысл запроса, а не на похожие слова. В 2017 году на первый план выходит «Королёв» — алгоритм, который сравнивает по смыслу поисковые запросы и веб-страницы целиком, а не только их заголовки, как в предыдущем обновлении поиска. В 2018 Яндекс представил Андромеду, которая включает более тысячи новшеств за последний год...
Реальность такова, что в большинстве случаев один человек больше не может заниматься поисковым продвижением достаточно эффективно. 2019 год — год перфоманс маркетинга (performance marketing) с ориентацией на результат, когда важен всесторонний и персональный подход к каждому проекту, а не набор общих методов продвижения.
3. Можно ли сэкономить деньги на интернет-маркетинге и как это правильно сделать?
Ключевой вопрос и разные ответы на него приводят к огромному разбросу финальных результатов при схожести затрачиваемых за период 2–3 лет временных и финансовых ресурсов.
Чего больше всего боится руководитель? Переплатить и не получить нужный результат. На матрице это хорошо видно:
Эта матрица, которую интуитивно чувствует любой принимающий решение заставляет перед принятием решения попробовать найти уловку и найти низкобюджетное решение, которое принесет максимальные результаты. Если говорить по-простому, то обыграть рынок. И большинство руководителей принимаются за решение этой задачи.
«На ловца и зверь бежит»
Эта ситуация и предопределяет текущий рынок интернет-услуг, а также напрямую влияет на результаты белорусских компаний в сфере интернет-маркетинга.
Понимая подсознательное решение получить отдачу малой кровью, основное (подавляющее) предложение на рынке составляют квазипрофессиональные организации, хорошо маскирующиеся и транслирующие желанную цель поисков: «Мы делаем то же самое (что и компания X), но дешевле».
Как только человек принимающий решение считывает этот критерий у подрядчика 2–3 эшелона — он попался. Этим критерием может быть одна относительно неплохо выполненная работа для компании смежной отрасли, контакт на встрече, когда подобное встречается с подобным, цветные дипломы (редко кто из клиентов разбирается что это на самом деле за дипломы, а следовало бы).
В реальности подавляющее большинство из примерно 200–300 «агентств», как-то обозначающих себя на рынке рассчитаны на разовое обслуживание как раз таких клиентов. Это микроорганизации, которые много и усердно кивают на вопросы клиента, создают иллюзию что они действительно могут помочь.
Природа феномена, когда руководители раз за разом совершают одну и ту же ошибку — не в глупости или тотальной профнепригодности руководителей. Причина скорее в отсутствии понимания законов, по которым работают рынки неструктурированных профессиональных услуг и ограниченном опыте заказа подобных услуг. Все потенциальные подрядчики более-менее уверенно говорят абсолютно разные вещи и само по себе это может вызвать ступор и откладывание решений на «после отпуска» и «после праздников».
Разобраться в этой какофонии крайне сложно. Поэтому стратегия play safe (т.е. ограничится минимальными тратами, не рисковать финансово, не вкладываться) во временном цейтноте выглядит наиболее безопасно и... приводит к провалу в долгосрочной перспективе.
В следующих материалах мы разберем как это работает. Читайте продолжение через неделю.